Эта экскурсия – рассказ о семье, чья история началась более 500 лет назад. Потомки Великого князя Литовского Гедимина Голицыны стали в России самой известной дворянской фамилией. Один из его потомков, князь Михаил Иванович Булгаков (ум. 1554 г.), получил прозвище Голица, произошедшее от его привычки носить на одной руке железную перчатку; это прозвище легло в основу фамилии «Голицын».
«Vir est Vis», что означает «Сам человек – сила» – родовой девиз Голицыных, которому старались следовать все представители этой фамилии.
Кровные узы связали князей Голицыных со многими знатными российскими фамилиями, с династией Рюриковичей, с Домом Романовых, и даже с императором Священной Римской империи. Это о них пушкинская «Пиковая дама», их мы должны вспоминать, поднимая в новый год бокалы с «Советским шампанским». Родословное древо Голицыных глубоко пустило корни в русскую землю и широко раскинуло свои могучие плодоносные ветви, которых, по сложившейся традиции, насчитывается четыре: «Васильевичи», «Ивановичи», «Алексеевичи» и «Михайловичи».
«Кузьминки», архитектурно-художественный ансамбль русского классицизма 2-й половины XVIII – начала XIX вв., бывшая загородная усадьба князей Голицыных, с 1960 года находится в городской черте Москвы. Основана Григорием Дмитриевичем Строгановым в начале XVIII века. Строгановы владели Кузьминками до 1757 г., когда дочь А.А.Строганова вышла замуж за М.М. Голицына. С этого времени вплоть до 1917 г. усадьба Кузьминки оставалась в роду Голицыных. Получив усадьбу Кузьминки, Михаил Михайлович Голицын в конце XVIII века ее перестраивает. В это время здесь работают архитекторы Баженов, Казаков, Еготов, Жеребцов. Во время Отечественной войны 1812 года Кузьминки были разграблены и разрушены французской армией и переживали нелегкие времена. Восстановлением усадьбы занимается уже младший сын князя Михаила – Сергей Михайлович Голицын, с чьим именем связывают наивысший рассвет усадьбы. Именно при нем роскошный парк становится излюбленным местом отдыха москвичей. Современники восторженно отзывались об усадьбе как о «Русском Версале», отдавая должное величию архитектуры, единству природы и искусства в обустройстве грандиозного парка, великолепию салонов, званых вечеров, праздников и маскарадов.