В 1901 году, на Московско-Виндавской дороге, которая соединяла Москву с портами незамерзающего Балтийского моря, была торжественно открыта станция "Подмосковная". До открытия Виндавского (Рижского) вокзала «Подмосковная» служила главной товарной и пассажирской станцией на пути из Москвы в Виндаву, а затем и в Ригу.
Изящный городок краснокирпичных и деревянных зданий станции и паровозного депо при ней был возведен в остромодном в начале прошлого века стиле модерн, является единым архитектурным ансамблем, который числится в списках объектов культурного наследия столицы, и прекрасно сохранился до наших дней! В начале прошлого века станция Подмосковная оправдывала свое название, но в наши дни этот островок Российской Империи находится в черте города, и о нем мало кто знает.
Станция Подмосковная и паровозное депо - старейшие на столичной железнодорожной магистрали, а теперь это уникальный музейно-производственный комплекс под открытым небом, не имеющий аналогов в России, в котором музейная экспозиция - чудом сохранившийся городок подлинных, прекрасно отреставрированных станционных зданий - соседствует с действующими мастерскими по ремонту паровозов, тоже в своем роде уникальными.
Только здесь можно погрузиться в подлинную атмосферу начала XX века, услышать протяжный паровозный гудок, прогуляться по деревянной платформе с изящной крышей и представить себя в роли пассажира старинного поезда - причем сделать это можно буквально: вмузее установлено интерактивное зеркало, заглянув в которое, можно увидеть себя в окружении спешащих по делам пассажиров, одетых по моде конца XIX века!
Здесь, на платформе, у стен нарядного вокзала, так и хочется представить себе дам в кринолинах и солидных господ в цилиндрах, провожающих поезд, начальника станции в форменной фуражке, который, подкручивая ус, готовится дать последний удар станционного колокола, и огромный паровоз под парами, который вскоре умчит нас по блестящим рельсам к западным границам Российской Империи! Вы прогуляетесь по старинному деревянному вокзалу, посетите залы ожидания для пассажиров разных сословий, заглянете в железнодорожную кассу, телеграф, станционный буфет и даже багажное отделение. В доме начальника станции посетите рабочий кабинет и служебную квартиру железнодорожного служащего начала ХХ века, увидите домик стрелочника. Здесь можно наглядно представить, как выглядели служащие станции - начальник станции, смотритель багажного отделения, буфетчик и другие - и даже увидеть, какую они носили форму: особую достоверность музейной экспозиции, помимо множества интересных мелочей, придают восковые скульптуры, представляющие служащих станции в приличествующем должности мундире, запечатленные в моменты своей трудовой деятельности.
А еще здесь можно "прокатиться" в начало XX века! Кинозал музейного комплекса выполнен в стилистике старинного дилижанса, в окнах которого "всплывают" старинные фотографии с изображениями столичных улиц такими, какими они были несколько десятилетий назад. Удивительная возможность окунуться в прошлое и ощутить настроение прошедшего времени!
В помещении до сих пор действующей водонапорной башни из красного кирпичаразмещена демонстрационная модель «Паровоз в разрезе», оснащенная цветной подсветкой ключевых узлов машины. Этот уникальный экспонат позволяет понять принцип работы паровоза и проследить увлекательный процесс заправки паровоза водой. Вы увидите уникальный веерный поворотный круг, на котором разворачивают настоящие паровозы и узнаете, где ремонтируют паровозы, которых осталось меньше десятка. Среди музейных экспонатов есть "реплика" паровоза Черепановых и единственный в мире паровоз серии Э в разрезе. Вы услышите рассказ об отечественном паровозостроении, познакомитесь с устройством паровых локомотивов и узнаете об инфраструктуре веерного депо, окунетесь в эпоху романтических путешествий, когда под звук паровозного гудка, на окутанном паром паровозе, господа и дамы отправлялись в путешествие по Российской Империи...
Пешеходная экскурсия с посещением музейного ретро-вокзала и паровозного депо.