Знакомство с древними золотоглавыми святынями Старой Смоленской дороги, которая являла собой кратчайший путь из Европы в далекую Московию, а древние обители вдоль нее служили княжьими и царскими путевыми дворцами…
«На землях Рюриковичей»
Над заливными лугами живописной излучины Москвы-реки, удивительно чистой и прозрачной в этих местах, возникает, как белоснежный мираж, белокаменный Лужецкий Ферапонтов монастырь. Уединенная обитель, практически сохранившая свой архитектурный облик с древнейших времен, возведена в начале XV века учеником Сергия Радонежского и основателем Белозерского монастыря – преподобным Ферапонтом, Белозерским и Можайским чудотворцем. «Заказал» строительство обители князь Андрей Дмитриевич Можайский - сын Дмитрия Донского и родоначальник Можайских князей, которые вели свой род от самого Рюрика.
Лужецкий монастырь - единственный (из 18!) средневековых монастырей, сохранившихся на Можайской земле. В обители полностью сохранился пятиглавый храм Рождества Богородицы, заложенный в XV веке и перестроенный в 1547 году. Строгий и монументальный белокаменный храм с высоким крыльцом хранит настоящие сокровища – чудотворные мощи святого Ферапонта Белозерского, которые были обретены тоже благодаря чудесам и особо почитаемую чудотворную икону, привезенную с греческого Афона – Образ Божией Матери Милующей. У Лужецкой обители есть своя загадка – огромные древнейшие надгробные камни с выбитыми надписями на мертвых языках и таинственными, совсем не христианскими символами – свастикой, коловратом, вилообразными крестами. Некоторые камни использовались для фундамента несохранившейся церкви святого Ферапонта, на них можно прекрасно рассмотреть таинственные надписи и знаки, которые являются загадкой для ученых.
«Благолепная жемчужина Старой Смоленской дороги»
Князь Андрей Можайский, владетель обширного Можайского княжества - фактически государства - со своей дружиной и собственной «деньгой», заложил и уединенный Колоцкий монастырь, куда мы направимся. Князь Андрей был поражен чудотворным явлением образа Божией Матери Колочской местному крестьянину. Колочская чудотворная икона, и по сей день являющая чудеса и исцеления от пагубных зависимостей, бесплодия и самых тяжелых заболеваний, – главная святыня Колоцкой обители, а Колоцкий монастырь – древнейшая обитель Московской епархии, ведь он построен в 1413 году!
Колочскую икону Божией Матери брал с собой в поход Иоанн Грозный, во время Отечественной войны 1812 года в Игуменском корпусе обители размещалась штаб-квартира фельдмаршала Кутузова, он поднимался на колокольню обители, чтобы выбрать место будущего сражения, а Денис Давыдов и Багратион здесь обдумывали создание партизанского отряда. Император Наполеон, кстати, тоже взбирался на колокольню после того, как французские войска заняли монастырь. Если не полениться и подняться на колокольню, можно полюбоваться практическим теми же видами, которые обозревали великие полководцы. В этой тихой, благолепной, ухоженной обители, с трудом верится, что она пережила две войны, видела военачальников и императоров, что в ней принимались судьбоносные для России решения…
Старая Смоленская дорога буквально перенесла четыре иноземных нашествия и хранит в своих окрестностях великие памятники-святыни…
«Обитель дворянских вдов на Бородинском поле»
Спасо-Бородинский монастырь – особенная обитель России. Возведенный в 1839 году вдовой погибшего при Бородине генерал-майора Тучкова монастырь, освящен во имя Спаса Нерукотворного, избавившего Россию от иноземного поругания, и с его основанием связана трогательная история великой любви и настоящих чудес… Мария Тучкова (в девичестве Нарышкина), не найдя на поле сражения тело своего мужа, в качестве символической могилы решила построить храм на месте гибели героя, выкупила земли прямо на Багратионовских флешах и стала первой игуменьей обители. В новый монастырь, который стал еще и первым неофициальным памятником героям 1812 года, стали стекаться вдовы и дочери-сироты погибших при Бородине военачальников. Практически все монахини обители были в миру дворянками и принадлежали знатным фамилиям.
Главная святыня обители - чудотворный образ Спаса Нерукотворного - полковая икона Ревельского полка, которым командовал генерал-майор Тучков. Вы сможете поклониться чудотворным святыням и отдать дань памяти у могил погибших в сражении при Бородине.
Кстати, рецепт знаменитого бородинского хлеба придуман именно в этом монастыре и придумала его первая настоятельница - Мария Тучкова! Зернышки тмина, которым посыпают любимый черный хлеб миллионов, символизируют картечь, да и сам его цвет тоже очень символичен… В монастырской пекарне возродили старинный рецепт настоящего, ароматного бородинского хлеба, и вы сможете купить его с собой. (по наличию)
"Серебряная барка на голубой реке"
Обед (за доп. плату, оплачивается по желанию, при покупке тура)
Один из великих городов «Старой Смоленки» - Гжатск (ныне Гагарин), с которым мы познакомимся. Город-пристань на реке Гжать, лично основанный Петром Великим, который сам император называл «житницею Петербурга», и родина первого в мире космонавта Юрия Гагарина! Герб Гжатска утвердила императрица Екатерина Великая и считала его романтичным – серебряная барка на голубой реке, а в верхнее поле добавили золотую пушку, в знак принадлежности к Смоленской губернии. Эта пушка станет символом-пророчеством, настолько велико будет стратегическое значение и героическое участие Гжатска в двух Отечественных войнах.
В Гагарине сохранились уникальные церкви, которые нельзя встретить на Смоленщине, а быть может и во всей России. Вы увидите старейшую Казанскую церковь с семигранной апсидой (алтарной частью) и уникальным двойным восьмериком, верхний из которых венчает миниатюрное пятиглавие, красивый белокаменный Благовещенский собор и Тихвинскую церковь. Вы увидите памятник «крестному отцу» города – Петру Великому и монумент человеку, прославившему крохотный провинциальный Гжатск на весь мир – первому космонавту Земли – Юрию Алексеевичу Гагарину. А на берегу Гжати, раньше полноводной и судоходной, а ныне пусть обмелевшей, но все равно очень живописной и лиричной, очаруетесь красивыми видами на тихий, умиротворяющий городок, осененный куполами дивных церквей.